Человек и природа – неразделимы. С древнейших времен
он пользовался дарами природы: собирал растения, пригодные для пищи, охотился
на животных, ловил рыбу. Воздействие человека на природу в то время было
небольшим и малозаметным. На смену собирательству пришло земледелие. Люди
вырубали и выжигали леса под посевы. На их месте появлялись поля, плантации. В
засушливых районах проводились оросительные каналы, болотистые места осушались,
изменялись русла рек. С ростом городов, промышленных предприятий, появлением
новых видов транспорта, влияние человека на природу еще больше усилилось. В
результате этого уменьшилась площадь занятая лесами, сократилось число видов
растений и животных, обмелели реки и моря. В окружающую среду стали выбрасывать
огромное количество промышленных и бытовых отходов, которые загрязняют воздух,
почву, вызывают гибель растений и животных, болезни людей.
Слово «ЭКОЛОГИЯ»
( от греческого «ойкос»- жилище, дом и «логос»-наука). Наука экология, изучает
взаимодействие живых организмов и среды их обитания, влияние деятельности
человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с
природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны.
Так что же такое экология?
Сам термин "экология" был предложен в 1866
году Геккелем (до этого предлагались другие варианты -
"эпирриология", "биономия" - но они не прижились).
Термин "экология", как известно, происходит
от греческих корней "ойкос" - "обиталище" и
"логос" - "наука". То есть это наука о взаимоотношениях
организмов со средой обитания (а не наука о доме, как пишут некоторые
"остряки").
Современное определение экологии звучит следующим
образом:
ЭКОЛОГИЯ -- НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ
СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ; О СВЯЗЯХ В НАДОРГАНИЗМЕННЫХ
СИСТЕМАХ, О СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭТИХ СИСТЕМ.
Если же говорить проще, то экология изучает отношения
организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество
разнообразных связей. Организмы же благодаря этим связям существуют в природе
не как хаотичные скопления, а образуют определенные сообщества - надорганизменные
системы_ (популяции, биоценозы, экосистемы - о них речь пойдет в последующих
уроках), также являющиеся предметом экологии. Так как все живое организовано в
экосистемы (вся биосфера в целом - это тоже экосистема высокого уровня), то
человек также оказывается включенным в многочисленные экологические
взаимосвязи. Наши сельскохозяйственные поля также представляют собой
своеобразные экосистемы.
Итак,
экология изучает взаимосвязи:
- между организмами (включают пищевые и непищевые взаимосвязи);
- между организмами и средой их обитания;
- взаимосвязи внутри экосистем.
Соответственно, структура классической биоэкологии
включает аутэкологию (экологию отдельных организмов), демэкологию (экологию
популяций и видов), синэкологию (экологию сообществ организмов).
Как известно, в настоящее время науки претерпевают как
бы два взаимно противоположных процесса. С одной стороны, происходит их
дифференциация - науки распадаются на множество специализированных направлений,
а с другой стороны, - интеграция - многие научные исследования проводятся на
стыке наук, на стыке различных направлений возникают новые науки. Эти процессы
не обошли стороной и экологию. Итак, определим уже названные разделы
биоэкологии:
- аутэкология -- изучает взаимоотношения отдельной особи (представителей вида) с окружающей ее (их) средой; определяет пределы устойчивости и предпочтения вида по отношению к различным экологическим факторам;
- демэкология -- изучает взаимоотношения популяций с окружающей их средой, изучает демографию и ряд других характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой;
- синэкология -- исследует биотические сообщества и их взаимоотношения со средой: формирование сообществ, их энергетику, структуру, развитие и т.д.
На стыке
экология и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспруденции,
химии, технологии, агрономии и так далее) рождаются новые научные направления.
В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли
знаний.
В экологии
выделяют экологию различных систематических групп (экология грибов, экология растений,
экология млекопитающий и т.д.), сред жизни (суши, почвы, моря и т.п.),
эволюционную экологию (связь эволюции видов и сопутствующих экологических
условий), ряд прикладных направлений (медицинская, с/х, эколо-экономические
науки) и многие другие направления - нет смысла описывать все.
Особо
следует отметить такой раздел как социальная экология - то есть экология
человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы.
После того
как мы дали определение экологии, наверное, будет полезным развести экологию и
некоторые другие науки и понятия, которые часто смешиваются, и все это создает
невообразимую путаницу.
К экологии
иногда неверно относят ряд дисциплин. Так, природопользование и охрана природы
не являются разделами экологии. Другое дело, что в последнее время стало ясно,
что нельзя организовывать природопользование и охрану природу, не применяя
экологических методов и не используя экологическое знание. Только знание о
взаимосвязи природных объектов, об устойчивости природных систем может
определить возможные механизмы взаимодействия с ними. Этим и объясняется
справедливый всеобщий интерес к экологии как науке о взаимосвязях живых
организмов и окружающей их среды.
Вопросы на понимание:
Что изучает экология?
Какова роль природы в жизни человека?
Какие разделы существуют в экологии?
Задание:
Просмотрите видеофрагмент "Что изучает экология", напишите в комментариях, какие основные экологические проблемы поднимаются в фильме.
Материалы частично взяты с источникаБлог по экологии дистанционный курс http://ecology.myschool44.edu.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий